Иногда реклама заведомо лжива

Надпись на бумажном пакете — «Сок 100 %, без добавления консервантов». Но известно, что длительное хранение сока в бумажных пакетах без использования консервантов просто невозможно. В лучшем случае это концентрат, полученный выпариванием жидкости из плодов и разведённый водой до исходной концентрации.

Так же лжива надпись: «йогурт содержит живые бактерии» в случае, если пакетики с йогуртом имеют срок хранения более пяти дней. Приготовим простоквашу из цельного молока и поставим её в холодильник. Через пять дней, самое большее — через неделю простокваша вздуется, станет горькой, более плотная часть её отделится от сыворотки. Это результат действия тех самых «живых бактерий», которые есть в простокваше и которые отсутствуют в большинстве продуктов, величающих себя «йогуртами». Живые бактерии дышат, питаются, выделяют продукты жизнедеятельности, поэтому молочнокислые продукты просто не могут выглядеть через неделю так же, как в день изготовления.

Надпись на упаковке подсолнечного масла: «Не содержит холестерина». Но любое растительное масло — кукурузное и подсолнечное, соевое и арахисовое — холестерина не содержит. Потому что холестерин — это животный жир, которого в принципе не может быть в продуктах растительного происхождения.

«Жевательная резинка с ксилитом защищает зубы от кариеса». Ксилит, действительно, менее вреден для зубов, чем сахар, потому что в его присутствии бактерии, разрушающие зубную ткань, практически не размножаются. Но любая жевательная резинка играет весьма незначительную роль в очистке зубов. Она увеличивает слюноотделение, и остатки пищи легче смываются с зубной эмали. Если сравнить различные способы чистки зубов: зубную щётку, интенсивное полоскание, употребление твёрдых овощей или фруктов после еды, то жевательная резинка займёт в этом ряду самое последнее место.

Схожий приём используется в рекламе шампуней от перхоти. Действительно, компоненты шампуней способствуют очищению кожи головы от чешуек. На первый взгляд, рекламное обещание выполняется: помыл голову -и ни следа перхоти. Однако через некоторое время перхоть появится снова — удаление чешуек проблему перхоти не решает. Перхоть — грибковое заболевание, лечить которое нужно под контролем специалистов, причём не один месяц. Чтобы уничтожить грибок, нужны лекарственные шампуни и препараты. Регулярно применять их опасно.

В нашу жизнь прочно вошло словечко «шлаки». Под знаменем борьбы со шлаками проходит рекламная кампания огромного количества пищевых добавок, средств для похудания, травяных чаёв, продуктов питания. Существуют ли эти самые шлаки? «Шлаки» — это что-то ненужное, лишнее. Почему в нашем организме происходит накопление чего-то ненужного? Продукты жизнедеятельности обычно выводятся из организма: почки выводят воду и соли, кишечник — непереваренные остатки пищи, печень участвует в жировом обмене, ферменты расщепляют белки, жиры и углеводы. Все уравновешено: синтез новых веществ и распад старых, потребление и выведение отходов; в нормально работающем организме ничего не должно накапливаться. В случае нарушения биологического равновесия никакие травяные чаи и отруби человеку не помогут — нужно лечиться специальными медикаментами под контролем специалистов.

Продаётся баночка с названием «Маслице». Поражённый низкой ценой масла покупатель берет товар и, придя домой, обнаруживает в баночке маргарин. Кто обещал, что там будет масло? Надо было внимательно прочитать состав содержимого баночки, где чёрным по белому написано, что в его составе — растительные жиры; значит, это — маргарин.

Обрисуем характерные черты дешёвых рекламных уловок. Рекламируют лекарственный препарат. Тогда в его описании обязательно будут выражения: «уникальный», «новейший», «непревзойдённый», «самый эффективный». В более изощрённой формулировке: «одно из наиболее эффективных средств последнего поколения». Обязательно скажут, что средство эффективно при самых различных заболеваниях: от гриппа до рака. Настоящие лекарственные средства обычно обладают прицельным действием, спектр их воздействия достаточно узок, что помогает избежать побочных эффектов. Непременное свойство «идеального» лекарства — природное происхождение. Для усиления эффекта пишут, что сырьём лекарства служат «кора индонезийского дерева» или «плавники рыбы, обитающей у берегов Японии» («ил реликтового озера в Австралии», «древние секреты южноамериканских индейцев»); по принципу: чем дальше упоминаемый регион, тем убедительнее реклама. Завершается реклама фразой: «Побочных эффектов не имеет». Такого не бывает. У настоящих лекарств в аннотации обязательно упоминают о клинических испытаниях, которые подтвердили отсутствие тех или иных побочных эффектов. Должно быть указано, кому лекарство не рекомендуется, например детям до 12 лет, беременным женщинам, людям с хроническими заболеваниями.

Понятна теперь истинная ценность школьных учебников? Только отличник способен отличить в информационном потоке дешёвую сенсацию от хорошего качественного товара.

В пищевых продуктах разрешено использование строго ограниченного числа красителей и консервантов, причём оговаривается и количественное введение их на килограмм продукта. Для продуктов детского питания существуют более жёсткие требования на содержание в них химических веществ. Разрешённые красители, как указывалось выше, обычно окрашивают кондитерские изделия в слабые оттенки желто-красного цвета или слегка зеленоватого. Наличие яркой окраски говорит о высоком содержании красителей, а появление таких красок, какопалесцирующей алой, блестящей синей, густофиолетовой, указывает на использование веществ, не разрешённых для введения в пищевой продукт.

История пищевых красителей кошмарна. Ещё в прошлом веке ландриновые леденцы подкрашивали хромовокислым свинцом, для окрашивания сыра употребляли свинцовый сурик. Выяснилось, что многие “сегодняшние” синтетические красители, синтезированные или экстрагированные из нерастительных материалов, способны вызывать рак. Часть современных красителей, имеющих естественное происхождение (например, каротин из моркови или жжёный сахар) вполне безобидны.

Когда малыши грызут «резиновые» колечки (или другие игрушки) из поливинилхлорида (ПВХ), они не догадываются, что этот материал может вызвать рак печени и почек, другие страшные заболевания.

Суть проблемы не в самом ПВХ, а в пластификаторах, обволакивающих волокна этого полимера. Благодаря им материал, из которого сделаны «жевательные» колечки, становится мягким, пластичным и упругим. Когда ребёнок грызёт игрушку зубами и дёснами, некоторое количество пластификатора выходит из неё и попадает в рот малыша. Отсюда они начинают путешествие по всему организму.

В качестве пластификаторов для игрушек более полувека обычно используют так называемые фталаты. Причём из них используют не самые безопасные — чаще всего это диизононилфталат, а также бутилбензилфталат и дибутил фталат.

У животных эта химия вызывает серьёзные поражения печени и почек, иногда рак этих органов и некоторые виды лейкозов. У детей повышенная усвояемость всей этой химии в кишечнике, а организм ещё не созрел для того, чтобы «гадость» эффективно обезвреживать.

Прочитать на игрушках, что они содержат фталаты, невозможно. Предупреждение об опасности этих химикатов требуется указывать только тогда, когда фталаты продают для лабораторного использования. Тогда их сопровождает множество надписей об опасности: «вредны при вдыхании, контакте с кожей и при проглатывании», «могут вызывать необратимые поражения» или «могут вызывать рак». Но вот игрушки для самых маленьких, наполовину состоящие из фталатов, обычно маркируются как «неядовитые».

Другие статьи: