Введение

Умом Россию не понять. Аршинам общим не измерим...

— Не надо глупости болтать, Мы, как один, в державу верим!

Сегодняшняя российская действительность явно не соответствует потенциалу самобытной нации. Достаточно сказать, что более двадцати процентов всех американских семей российского происхождения — приблизительно 220 тысяч человек — начав столетие назад с нуля, владеют миллионными состояниями. Чаще, чем люди других национальностей, «русские американцы» преуспевают в накоплении богатства.

Всё в жизни меняется. В 12-ом веке Франция закупала знаменитые русские кольчуги, которые на Руси появились на два столетия раньше, чем в Западной Европе.

В Русском музее Санкт-Петербурга хранятся выполненные российскими мастерами около тысячелетия назад звездчатые серебряные котлы. К кольцу с полукруглым щитком припаяны шесть серебряных конусов с шариками. На каждый конус напаяно 5 000 крохотных колечек диаметром 0,6 мм — из проволоки в 0,2 мм толщиной. На каждое колечко насажено зёрнышко серебра диаметром 0,4 мм. (Очевидно, мастера Левшу Павел Бажов не выдумал, таких самородков было немало на Руси во все времена.)

Многие страны средневекового Востока являлись для европейцев символом богатства и утонченной роскоши. Жители Венеции не верили рассказам Марко Поло, прожившего много лет в Китае, о великолепных огромных городах, между которыми проходили прямые мощёные дороги, обсаженные деревьями; о постоялых дворах, где в полной готовности содержались сотни лошадей; о хлебных амбарах, куда ссыпалось зерно, чтобы в годы неурожая распределять его среди населения.

Нужно напрячься всем миром, приучить себя к вдумчивой, каждодневной рутинной работе, и Россия вновь обретёт славу форпоста цивилизации.

Полистаем учебник истории. Нескончаемые войны, набеги, пожары, потоки крови человеческой.

(Кстати, несправедливо шедевром древнего военного искусства считается хитрость с Троянским конём. Во-первых, каждый вменяемый руководитель города Трои просто обязан был проверить внутренности огромной деревянной лошади. Во-вторых, чудовище ещё нужно было смастерить.)

Сравните с изяществом военного таланта жены князя Игоря Ольги, в юности простой крестьянки из Выбужской веси под Псковом. Летописец Нестор повествует: — «Древляне, жители Коростена, предложили ей в дань мед и кожи зверей; но княгиня, будто бы из великодушия, отреклась от сей дани и желала иметь единственно с каждого двора по три воробья и голубя! Они с радостью исполнили её требование и ждали с нетерпением, чтобы войско киевское удалилось. Но вдруг, при наступлении тёмного вечера, пламя объяло все домы их... Хитрая Ольга велела привязать зажжённый трут с серою ко взятым ею птицам и пустить их на волю: они возвратились с огнём в гнезда свои и произвели общий пожар в городе. Устрашённые жители хотели спастись бегством и попались в руки Ольгиным воинам. Великая княгиня, осудив некоторых старейшин на смерть, других на рабство, обложила прочих тяжкою данью».)

На этом бесчеловечном, бандитском (по современным представлениям) фоне — миротворческое сияние договора, заключённого в 1228 году смоленским князем Мстиславом Давидовичем с Ригою, с Готландиею и немецкими городами. Следуя Н. М. Державину, приведём выдержки из ряда статей.

1. «Мир и дружба да будут отныне между Смоленской областию, Ригою, Готским берегом (Готландиею) и всеми немцами, ходящими по Восточному морю, ко взаимному удовольствию той и другой стороны.

4. Немцы на пути из Риги в Смоленск и на возвратном увольняются от пошлины: также и россияне в земле немецкой.

6. Епископ рижский, мастер Фолькун и все другие рижские властители признают Двину вольною, от устья до вершин её, для судоходства россиян и немцев. Если — чего боже избави — ладья русская или немецкая повредится, то гость может везде пристать к берегу, выгрузить товар и нанять людей для вспоможения; но им более договорной цены с него не требовать.

Достигнутый россиянами восемь столетий назад уровень международного сотрудничества по ряду позиций превосходит сегодняшние реалии. Если учесть, что Декларация Независимости США написана на половину тысячелетия позже, то можно спорить, какой документ прогрессивнее для своего времени.

Превыше всего человеческая самоотверженность. Россия должна знать каждого своего героя. Были и есть люди, способные без колебаний рискнуть жизнью, здоровьем ради спасения незнакомого человека. Это — цвет нации. Торжество принципа «один за всех и все за одного» делает людей непобедимыми. Мы мало знаем о поисковой работе на месте былых сражений.

Нужно любыми способами взывать к очевидному: — «Давайте жить дружно». Многие беды от излишней агрессии, нетерпимости, злобы.

Один из авторов много лет назад слышал от нескольких очевидцев историю, произошедшую в Смоленске в 1915 году перед отправкой наших солдат на фронт. Перед многотысячной колонной выступал генерал. В конце речи он призвал господ офицеров беречь свои жизни. «Эту серую скотинку» — продолжил он, показывая на солдатские ряды, — «ещё и ещё нарожают, а вот без ваших благородных сердец родина погибнет». Эти же очевидцы лежали вместе с другими русскими мужиками в окопах 1915 года, имея одну винтовку на троих. Лежим, рассказывали, и ждём, когда убьют товарища, чтобы наконец-то самому пальнуть в неприятеля. Вряд ли подобные события были уникальными. Вот истинные причины пожара Октябрьской революции, отбросившего страну на десятилетия назад.

Коррупция, преступность были и есть везде. Надо искать наиболее эффективные в конкретных случаях методы сдерживания. Например, во времена наивысшего расцвета британского парусного флота полотно, предназначавшееся для парусов, часто шло «налево»: из него шили рубашки и робы. Кому-то пришла оригинальная мысль: вплетать в парусину красную нить. Остроумная мысль понравилась, нашла практическое воплощение, а выражение «Красной нитью проходит» вошло в лексикон многих народов.

Пусть помнят не только о «русской рулетке», но и о русских «красных нитях». Например, давно пора оставить «питьевой» спирт бесцветным, а «технический» окрашивать, чтобы возвести заслон производителям суррогатной водки, ежегодно уносящей жизни сотен тысяч россиян.

У россиян немало черт из рекламных проспектов «западного образа жизни». Краеведы в 19-ом веке описали ныне вышедший из употребления способ сохранения чистоты главной деревенской улицы в распутицу. В это время гужевым транспортом люди добирались до своих домов не по улице, а сзади, со стороны огородов. Не смотря на неудобства, люди выигрывали от этого самоограничения — дорога не разбивалась, улица оставалась опрятной и зелёной.

Эпизод из 80-х годов двадцатого века. Студенты проводили агитационную кампанию «новогодний букет», призывая со страниц местной печати украшать дома не ёлками, а композициями из еловых веток. Объяснялось, что сохраняем деревья, именно так поступают за рубежом. И вот в нескольких деревнях студенты обнаружили новогодние букеты. Но статьи оказались не при чем. В той местности было мало лесов, и люди исстари ограничивались небольшими хвойными «наборами».

Другие статьи: