Мы «одной крови»
Опыты показали, что животным, как и людям, свойственно внезапное озарение, осознание связей между разными элементами. В одном эксперименте обезьяны могли получить лакомство только в результате сложных действий. Самые «талантливые» из них, прежде чем что-то делать, какое-то время «обдумывали» ситуацию, сидя неподвижно, почёсывая голову и вращая глазами, после чего сразу начинали успешно действовать.
У животных, как и у людей, на интеллект влияет воспитание. Животные, выросшие в «обогащённой» среде, в дальнейшей жизни опережают тех, кто вырос в пустой клетке. Птицы и млекопитающие крайне чувствительны к событиям, происходящим в ранний период их жизни. В одном из экспериментов новорождённых макак-резусов изолировали от других обезьян, а вместо матери им дали плюшевую игрушку. Они выросли здоровыми, но когда обзавелись собственным потомством, то оказались совершенно неспособными выполнять материнские функции: не обращали внимания на своих детёнышей, бросали их на пол, жевали им ладони и ступни.
Расшифрованы сигналы пчёл и муравьёв. Нобелевский лауреат К. фон Фриш обнаружил, что достаточно одной «разведчице» обнаружить блюдечко с сиропом, чтобы вскоре после её возвращения в улей к нему прилетело множество пчёл. Информацию они передают с помощью танца, рассказывающего о расстоянии между пищей и ульем и направлении, в котором нужно лететь. Танец используют и «квартирмейстеры», указывая на подходящее место для роения. Но в языке пчёл нет слова «вверх». Когда кормушку с сиропом поместили на несколько десятков метров выше улья и показали «разведчицам», они не смогли мобилизовать сборщиц.
Крик тревоги зелёной мартышки информирует её сородичей о том, какой именно хищник — леопард, змея, орёл — им угрожает и каким способом следует спасаться — залезать на дерево, становиться на лапы или спасаться в кустах.
Чтобы выяснить способности животных к общению, были проведены эксперименты с использованием языка жестов глухонемых, диалога с помощью клавиатуры компьютера. Шимпанзе, орангутанги, гориллы оказались в состоянии формулировать новые понятия, комбинируя освоенные ими слова, сообщать о прошлых и будущих событиях, строить простые предложения и даже обманывать, шутить, ругаться. Серого попугая жако научили использовать английские слова, обозначающие вещи, с которыми тот хотел поиграть, а также цвета, формы предметов.
Сложный «язык» у муравьёв. Эксперименты показали, что они способны проявлять чудеса интеллекта, сравнимые с достижениями высших позвоночных животных. Муравьи улавливают закономерности и используют их для сжатия информации, оценивают число объектов. Они способны использовать число в пределах нескольких десятков. Время «произнесения муравьями числа двадцать примерно вдвое больше, чем числа десять, п в десять раз больше, чем числа два. Муравьи могут складывать и вычитать числа от одного до пяти.
Американские исследователи в течение многих лет проводили опыты по обучению обезьян «человеческому языку» и научили их использовать до 400 знаков на клавиатуре. Животные применяли нужные знаки для обозначения предмета, даже когда он отсутствовал, составляли новые понятия из уже известных слов. Так, огурец они определили как «банан, который зелёный», редиску — «пища-ой-больно». Они научились классифицировать предметы по категориям. Показываемые им карточки с изображениями разных пород собак они относили к категориям «собаки», разных цветов — к категориям «цветы». Автомобили (на фотографии или игрушечные) шимпанзе чаще относили к одушевлённым, чем неодушевлённым предметам. Одна из самых талантливых в обучении обезьян причисляла себя к людскому роду, а других шимпанзе обозначила как «чёрные твари». Человеком считала себя и другая обезьяна. Разделяя данные ей фотографии на изображения людей и животных, себя она уверенно поместила в число первых, но снимок своего отца положила во вторую папку.
Животные способны «сопереживать» другому и, увы, «лгать». Возможно, обезьяны обманывают друг друга и в естественных условиях, по крайней мере, в экспериментах они это делали весьма успешно. Так, они «утаивают» информацию о том, под какой ящик спрятана пища, от «конкурента», (в том числе человека), который на их глазах не раз съедал лакомые кусочки. Один из шимпанзе научился сообщать своему конкуренту ложную информацию.
Самосознание, то есть понятие о собственном «я» также существует у животных. Это подтвердили опыты с зеркалом. Обезьяны обнаружили явные признаки самоузнавания, рассматривая себя в зеркале или на телеэкране. Каждая из них просто сияла, увидев своё изображение. Многие животные ведут себя по отношению к зеркалу, почти как двухлетние дети, воспринимая своё отражение как «товарища по игре». Однако собаки быстро теряют интерес к своему отражению, так как оно не имеет запаха. Обезьяны угрожают своему отражению или пытаются искать объект за ним, как это делают маленькие дети. Примерно так же ведут себя слоны. Дельфины и киты подолгу «простаивают» в воде около зеркала, открывают рот, высовывая язык как можно дальше и проверяя, как ведёт себя отражение. Опыты учёных позволяют предположить, что животные способны шутить и ругаться, складывать и вычитать, ставить себя на место партнёра и рассчитывать «политические ходы» в своих взаимоотношениях с окружающими.
Для животных, как и для людей, характерны взаимная помощь и поддержка. Факты взаимопомощи у термитов, муравьёв и пчёл хорошо известны. Отрыгивание (извините) пищи для кормления голодных товарищей и для выкармливания личинок является важной чертой в жизни муравьёв. Нельзя представить муравья с полным зобиком, который отказал бы в пище товарищу. Как бы ни были ужасны войны между различными видами муравьёв и различными муравейниками, какие бы жестокости не совершались во время войны, взаимная помощь внутри общины и самоотречение на общую пользу обратились в привычку, а самопожертвование индивидуума для общего блага является общим правилом.
Если бразильский коршун кар а ката схватит слишком крупную добычу, то созывает пять пли шесть товарищей, чтобы унести её.
Маленькие луговые трясогузки благодаря совместным действиям и храбрости одерживают верх над коршуном, сарычом или ястребом. В Европе трясогузки не только гоняются за теми хищными птицами, которые могут быть опасны для них, но также за ястребами-рыболовами — «скорее для забавы, чем для нанесения им вреда», — говорит Брэм. В Индии галки гоняются за коршунами «просто для развлечения».
Журавли чрезвычайно общительны и живут в превосходных отношениях и со своими сородичами, и с большинством водяных птиц. Их часовые всегда находятся на страже, когда стая кормится или отдыхает. Если человеку удаётся захватить их где-нибудь врасплох, — они больше уже не возвращаются на это место, не выславши вперёд сначала одного разведчика, а вслед за ним — партию разведчиков. Когда эта партия возвратится с известием, что опасности не предвидится, высылается вторая партия разведчиков — для проверки показания первых, прежде чем вся стая решится двинуться дальше.
Стая белых попугаев какаду в Австралии, прежде чем начать грабить хлебное поле, непременно сначала вышлет разведочную партию, которая располагается на самых высоких деревьях по соседству с намеченным полем, тогда как другие разведчики садятся на промежуточные деревья, между полем и лесом, и передают сигналы. Если сигналы извещают, что «все в порядке», тогда десяток какаду отделяется от стаи, делает несколько кругов в воздухе и направляется к деревьям, ближайшим к полю. Эта вторая партия, в свою очередь, довольно долго осматривает окрестности и только после такого осмотра даёт сигнал к общему передвижению, — после чего вся стая снимается сразу и быстро обирает поле.
Иногда управление стадом осуществляется группой высокоранговых особей. Например, во главе стада павианов стоит группа из трёх-четырёх самцов, связанных своего рода дружбой. Они строго следят за порядком в стаде и в случае необходимости действуют сообща. Ни один молодой самец, как бы силен и нахален он не был, не в состоянии противостоять сплочённой группе вожаков. Такая сплочённость обеспечивает им долгое правление, а стаду — покой и порядок.
Считается, что культура — исключительно человеческое изобретение. Это не совсем так. Культура в буквальном значении этого слова — обобщённый коллективный опыт, передаваемый из поколения в поколение путём обучения и подражания, поведенческие традиции. И в таком виде она широко представлена в животном мире. У некоторых обезьян — павианов, шимпанзе и японских макак — существенную роль в жизни играет «социальное происхождение» -детёныши высокоразвитых самок, вырастая, входят в круг «высокопоставленных» особей. Отделившись от матери, детёныш обычно занимает самый низкий ранг. Однако молодняк образует своего рода клубы, внутри которых существует своя, молодёжная иерархия. Дети высокоранговых самок, как более самоуверенные, занимают в этих клубах более высокое положение, что сказывается на их дальнейшей «карьере».
Волчата могут научиться убивать дичь самостоятельно (хотя под руководством взрослых они это делают быстрее и успешнее), но освоить приёмы коллективной охоты, приспособленные к данной местности и обитающей здесь добыче они могут только под руководством взрослых волков, которые получили эти навыки от своих родителей. Если волки на какой-либо территории исчезли, то появившиеся потом «переселенцы» разработают совсем другие приёмы охоты и будут проявлять другие предпочтения при выборе добычи.
Поведенческие традиции устойчивы и консервативны. В последние десятилетия стремительно распространяется к северу дикий кабан — он появился в центре Карелии, где его не было несколько столетий. Казалось бы, эту экспансию могли бы остановить волки, активно преследующие кабана в южных районах. Тем более что севернее кабан чувствует себя не вполне комфортно. Однако оказалось, что у северных волков нет традиции охоты на дикого кабана, нет разработанных приёмов охоты. Для выработки таких традиций требуется несколько поколений.
Известно много случаев, когда пути миграции животных, например маршруты перехода оленей с летних пастбищ на зимние, описывают дугу, огибая препятствие, исчезнувшее несколько поколений назад, высохшее озеро, например. У человека примеров подобного консерватизма едва ли не больше, чем у других видов позвоночных. Формы приветствия, возникшие когда-то как необходимый ритуал демонстрации миролюбия, сохраняются столетиями, хотя давно утратили адекватность реальной обстановке. Стойко сохраняются архаичные детали одежды. Соблюдаются обряды, хотя их первоначальный, обычно очень конкретный практический смысл давно утерян.
Устойчивость традиций связана, очевидно, с тем, что для общества более важно сохранить своё единство, взаимопонимание и координацию поведения своих членов (а именно в этом цель традиций, обрядов, ритуалов), чем гибко и оперативно реагировать на изменение внешних условий. Целостность социума важнее сиюминутных выгод, адекватного реагирования на внешний мир.
Многие животные — прекрасные родители и трепетные супруги. У многих птиц самец никогда не оставит самку без опеки. Правда, лишь до того момента, пока птенцы не вырастут или хотя бы яйца не будут отложены. Пернатые дамочки эти особенности используют. Например, прячут кладку от отцовских глаз подальше. А сами продолжают принимать заботу в виде вкусных червячков и ежедневной чистки перьев.
Волки никогда не откажут в поддержке своим отпрыскам, которые живут в волчьей стае до глубокой старости. Самцы пингвинов и страусов высиживают яйца вместо своих супруг.
Одни из лучших родителей — крокодилы. Они, дождавшись, когда из яиц, созревших в тёплых береговых наносах, начинают, подавая голос, вылупляться крокодилята, разрывают песок и в пасти относят «младенцев» в воду. Обычно охотясь на черепах, в это время на всякий случай крокодилы и их относят в воду — инстинкт материнства перевешивает.
Чемпионом по родительской самоотверженности является жаба. Самец с трепетом дожидается появления головастиков из икринок. А потом, пока подруга развлекается, роет, если родная лужа пересыхает, для малышей каналы, спасает от хищников и добывает пропитание.
Самые жаркие схватки самцов страусов бывают не в период борьбы за самку, а когда вылупятся цыплята. Независимо оттого, кто сидел на гнезде, самцы сражаются за право водить и защищать малышей.
В волчьей стае, где царит жесточайшая иерархия, именно вожак и его супруга выбирают, кому следует сойтись в пару. Семейная жизнь здесь — понятие пожизненное. Изменил супруге — накажут телесно и выгонят из стаи. На вертолёте гнались за парой волков. Открытое пространство, островки леса. Волки забежали в берёзовую рощицу и вдруг исчезли. Лесок как на ладони, даже следы ворон на снегу видны, а волки как сквозь землю. Они стояли «столбиком» на задних лапах у стволов берёз.
Антилопы и обезьяны леопарда боятся смертельно — это хитрый, скрытный и осторожный хищник. Но они подбегают поближе на него посмотреть, если видят, что леопард отягощён недавним обедом и быстро бежать не может. Происходит нечто вроде психологической тренировки. Увидев врага вблизи, без риска быть атакованным, не впадёшь в панический транс и при встрече смертельной.
Интересно, что у мышей, которых заставляли бегать в колесе, значительно ослаб иммунитет. А вот у мышей, которые бегали в колесе не меньше, но по своей воле, иммунитет усилился.
У животных, как и у людей, на интеллект влияет воспитание. Животные, выросшие в «обогащённой» среде, в дальнейшей жизни опережают тех, кто вырос в пустой клетке. Птицы и млекопитающие крайне чувствительны к событиям, происходящим в ранний период их жизни. В одном из экспериментов новорождённых макак-резусов изолировали от других обезьян, а вместо матери им дали плюшевую игрушку. Они выросли здоровыми, но когда обзавелись собственным потомством, то оказались совершенно неспособными выполнять материнские функции: не обращали внимания на своих детёнышей, бросали их на пол, жевали им ладони и ступни.
Расшифрованы сигналы пчёл и муравьёв. Нобелевский лауреат К. фон Фриш обнаружил, что достаточно одной «разведчице» обнаружить блюдечко с сиропом, чтобы вскоре после её возвращения в улей к нему прилетело множество пчёл. Информацию они передают с помощью танца, рассказывающего о расстоянии между пищей и ульем и направлении, в котором нужно лететь. Танец используют и «квартирмейстеры», указывая на подходящее место для роения. Но в языке пчёл нет слова «вверх». Когда кормушку с сиропом поместили на несколько десятков метров выше улья и показали «разведчицам», они не смогли мобилизовать сборщиц.
Крик тревоги зелёной мартышки информирует её сородичей о том, какой именно хищник — леопард, змея, орёл — им угрожает и каким способом следует спасаться — залезать на дерево, становиться на лапы или спасаться в кустах.
Чтобы выяснить способности животных к общению, были проведены эксперименты с использованием языка жестов глухонемых, диалога с помощью клавиатуры компьютера. Шимпанзе, орангутанги, гориллы оказались в состоянии формулировать новые понятия, комбинируя освоенные ими слова, сообщать о прошлых и будущих событиях, строить простые предложения и даже обманывать, шутить, ругаться. Серого попугая жако научили использовать английские слова, обозначающие вещи, с которыми тот хотел поиграть, а также цвета, формы предметов.
Сложный «язык» у муравьёв. Эксперименты показали, что они способны проявлять чудеса интеллекта, сравнимые с достижениями высших позвоночных животных. Муравьи улавливают закономерности и используют их для сжатия информации, оценивают число объектов. Они способны использовать число в пределах нескольких десятков. Время «произнесения муравьями числа двадцать примерно вдвое больше, чем числа десять, п в десять раз больше, чем числа два. Муравьи могут складывать и вычитать числа от одного до пяти.
Американские исследователи в течение многих лет проводили опыты по обучению обезьян «человеческому языку» и научили их использовать до 400 знаков на клавиатуре. Животные применяли нужные знаки для обозначения предмета, даже когда он отсутствовал, составляли новые понятия из уже известных слов. Так, огурец они определили как «банан, который зелёный», редиску — «пища-ой-больно». Они научились классифицировать предметы по категориям. Показываемые им карточки с изображениями разных пород собак они относили к категориям «собаки», разных цветов — к категориям «цветы». Автомобили (на фотографии или игрушечные) шимпанзе чаще относили к одушевлённым, чем неодушевлённым предметам. Одна из самых талантливых в обучении обезьян причисляла себя к людскому роду, а других шимпанзе обозначила как «чёрные твари». Человеком считала себя и другая обезьяна. Разделяя данные ей фотографии на изображения людей и животных, себя она уверенно поместила в число первых, но снимок своего отца положила во вторую папку.
Животные способны «сопереживать» другому и, увы, «лгать». Возможно, обезьяны обманывают друг друга и в естественных условиях, по крайней мере, в экспериментах они это делали весьма успешно. Так, они «утаивают» информацию о том, под какой ящик спрятана пища, от «конкурента», (в том числе человека), который на их глазах не раз съедал лакомые кусочки. Один из шимпанзе научился сообщать своему конкуренту ложную информацию.
Самосознание, то есть понятие о собственном «я» также существует у животных. Это подтвердили опыты с зеркалом. Обезьяны обнаружили явные признаки самоузнавания, рассматривая себя в зеркале или на телеэкране. Каждая из них просто сияла, увидев своё изображение. Многие животные ведут себя по отношению к зеркалу, почти как двухлетние дети, воспринимая своё отражение как «товарища по игре». Однако собаки быстро теряют интерес к своему отражению, так как оно не имеет запаха. Обезьяны угрожают своему отражению или пытаются искать объект за ним, как это делают маленькие дети. Примерно так же ведут себя слоны. Дельфины и киты подолгу «простаивают» в воде около зеркала, открывают рот, высовывая язык как можно дальше и проверяя, как ведёт себя отражение. Опыты учёных позволяют предположить, что животные способны шутить и ругаться, складывать и вычитать, ставить себя на место партнёра и рассчитывать «политические ходы» в своих взаимоотношениях с окружающими.
Для животных, как и для людей, характерны взаимная помощь и поддержка. Факты взаимопомощи у термитов, муравьёв и пчёл хорошо известны. Отрыгивание (извините) пищи для кормления голодных товарищей и для выкармливания личинок является важной чертой в жизни муравьёв. Нельзя представить муравья с полным зобиком, который отказал бы в пище товарищу. Как бы ни были ужасны войны между различными видами муравьёв и различными муравейниками, какие бы жестокости не совершались во время войны, взаимная помощь внутри общины и самоотречение на общую пользу обратились в привычку, а самопожертвование индивидуума для общего блага является общим правилом.
Если бразильский коршун кар а ката схватит слишком крупную добычу, то созывает пять пли шесть товарищей, чтобы унести её.
Маленькие луговые трясогузки благодаря совместным действиям и храбрости одерживают верх над коршуном, сарычом или ястребом. В Европе трясогузки не только гоняются за теми хищными птицами, которые могут быть опасны для них, но также за ястребами-рыболовами — «скорее для забавы, чем для нанесения им вреда», — говорит Брэм. В Индии галки гоняются за коршунами «просто для развлечения».
Журавли чрезвычайно общительны и живут в превосходных отношениях и со своими сородичами, и с большинством водяных птиц. Их часовые всегда находятся на страже, когда стая кормится или отдыхает. Если человеку удаётся захватить их где-нибудь врасплох, — они больше уже не возвращаются на это место, не выславши вперёд сначала одного разведчика, а вслед за ним — партию разведчиков. Когда эта партия возвратится с известием, что опасности не предвидится, высылается вторая партия разведчиков — для проверки показания первых, прежде чем вся стая решится двинуться дальше.
Стая белых попугаев какаду в Австралии, прежде чем начать грабить хлебное поле, непременно сначала вышлет разведочную партию, которая располагается на самых высоких деревьях по соседству с намеченным полем, тогда как другие разведчики садятся на промежуточные деревья, между полем и лесом, и передают сигналы. Если сигналы извещают, что «все в порядке», тогда десяток какаду отделяется от стаи, делает несколько кругов в воздухе и направляется к деревьям, ближайшим к полю. Эта вторая партия, в свою очередь, довольно долго осматривает окрестности и только после такого осмотра даёт сигнал к общему передвижению, — после чего вся стая снимается сразу и быстро обирает поле.
Иногда управление стадом осуществляется группой высокоранговых особей. Например, во главе стада павианов стоит группа из трёх-четырёх самцов, связанных своего рода дружбой. Они строго следят за порядком в стаде и в случае необходимости действуют сообща. Ни один молодой самец, как бы силен и нахален он не был, не в состоянии противостоять сплочённой группе вожаков. Такая сплочённость обеспечивает им долгое правление, а стаду — покой и порядок.
Считается, что культура — исключительно человеческое изобретение. Это не совсем так. Культура в буквальном значении этого слова — обобщённый коллективный опыт, передаваемый из поколения в поколение путём обучения и подражания, поведенческие традиции. И в таком виде она широко представлена в животном мире. У некоторых обезьян — павианов, шимпанзе и японских макак — существенную роль в жизни играет «социальное происхождение» -детёныши высокоразвитых самок, вырастая, входят в круг «высокопоставленных» особей. Отделившись от матери, детёныш обычно занимает самый низкий ранг. Однако молодняк образует своего рода клубы, внутри которых существует своя, молодёжная иерархия. Дети высокоранговых самок, как более самоуверенные, занимают в этих клубах более высокое положение, что сказывается на их дальнейшей «карьере».
Волчата могут научиться убивать дичь самостоятельно (хотя под руководством взрослых они это делают быстрее и успешнее), но освоить приёмы коллективной охоты, приспособленные к данной местности и обитающей здесь добыче они могут только под руководством взрослых волков, которые получили эти навыки от своих родителей. Если волки на какой-либо территории исчезли, то появившиеся потом «переселенцы» разработают совсем другие приёмы охоты и будут проявлять другие предпочтения при выборе добычи.
Поведенческие традиции устойчивы и консервативны. В последние десятилетия стремительно распространяется к северу дикий кабан — он появился в центре Карелии, где его не было несколько столетий. Казалось бы, эту экспансию могли бы остановить волки, активно преследующие кабана в южных районах. Тем более что севернее кабан чувствует себя не вполне комфортно. Однако оказалось, что у северных волков нет традиции охоты на дикого кабана, нет разработанных приёмов охоты. Для выработки таких традиций требуется несколько поколений.
Известно много случаев, когда пути миграции животных, например маршруты перехода оленей с летних пастбищ на зимние, описывают дугу, огибая препятствие, исчезнувшее несколько поколений назад, высохшее озеро, например. У человека примеров подобного консерватизма едва ли не больше, чем у других видов позвоночных. Формы приветствия, возникшие когда-то как необходимый ритуал демонстрации миролюбия, сохраняются столетиями, хотя давно утратили адекватность реальной обстановке. Стойко сохраняются архаичные детали одежды. Соблюдаются обряды, хотя их первоначальный, обычно очень конкретный практический смысл давно утерян.
Устойчивость традиций связана, очевидно, с тем, что для общества более важно сохранить своё единство, взаимопонимание и координацию поведения своих членов (а именно в этом цель традиций, обрядов, ритуалов), чем гибко и оперативно реагировать на изменение внешних условий. Целостность социума важнее сиюминутных выгод, адекватного реагирования на внешний мир.
Многие животные — прекрасные родители и трепетные супруги. У многих птиц самец никогда не оставит самку без опеки. Правда, лишь до того момента, пока птенцы не вырастут или хотя бы яйца не будут отложены. Пернатые дамочки эти особенности используют. Например, прячут кладку от отцовских глаз подальше. А сами продолжают принимать заботу в виде вкусных червячков и ежедневной чистки перьев.
Волки никогда не откажут в поддержке своим отпрыскам, которые живут в волчьей стае до глубокой старости. Самцы пингвинов и страусов высиживают яйца вместо своих супруг.
Одни из лучших родителей — крокодилы. Они, дождавшись, когда из яиц, созревших в тёплых береговых наносах, начинают, подавая голос, вылупляться крокодилята, разрывают песок и в пасти относят «младенцев» в воду. Обычно охотясь на черепах, в это время на всякий случай крокодилы и их относят в воду — инстинкт материнства перевешивает.
Чемпионом по родительской самоотверженности является жаба. Самец с трепетом дожидается появления головастиков из икринок. А потом, пока подруга развлекается, роет, если родная лужа пересыхает, для малышей каналы, спасает от хищников и добывает пропитание.
Самые жаркие схватки самцов страусов бывают не в период борьбы за самку, а когда вылупятся цыплята. Независимо оттого, кто сидел на гнезде, самцы сражаются за право водить и защищать малышей.
В волчьей стае, где царит жесточайшая иерархия, именно вожак и его супруга выбирают, кому следует сойтись в пару. Семейная жизнь здесь — понятие пожизненное. Изменил супруге — накажут телесно и выгонят из стаи. На вертолёте гнались за парой волков. Открытое пространство, островки леса. Волки забежали в берёзовую рощицу и вдруг исчезли. Лесок как на ладони, даже следы ворон на снегу видны, а волки как сквозь землю. Они стояли «столбиком» на задних лапах у стволов берёз.
Антилопы и обезьяны леопарда боятся смертельно — это хитрый, скрытный и осторожный хищник. Но они подбегают поближе на него посмотреть, если видят, что леопард отягощён недавним обедом и быстро бежать не может. Происходит нечто вроде психологической тренировки. Увидев врага вблизи, без риска быть атакованным, не впадёшь в панический транс и при встрече смертельной.
Интересно, что у мышей, которых заставляли бегать в колесе, значительно ослаб иммунитет. А вот у мышей, которые бегали в колесе не меньше, но по своей воле, иммунитет усилился.