Природоохранные законы, традиции, обычаи

Уже за 4 000 лет до нашей эры у шумеров (древнейшая цивилизация в Месопотамии) был разработан подробный план орошения полей. Это первый известный нам письменный документ в истории человечества.

Историки обнаружили государственный закон об охране лесов царя Древнего Вавилона Хаммурапи. Четыре тысячи лет назад леса разбивались на участки и охранялись лесниками. За 250 лет до нашей эры закон индийского царя Ашоки запрещал убивать зверят, не достигших шестимесячного возраста, беременных самок и целый ряд животных и птиц. Несколько столетий назад закон Хубилая в Монголии запрещал охоту на зверей и птиц в период размножения.

На всех этапах развития человечество теснейшим образом связано с окружающей его средой, — живой и неживой природой. Природа всегда давала и даёт человеку пищу, тепло. Вплоть до последнего времени природные ресурсы были основным поставщиком материала для его одежды и жилищ. Естественно, что природные условия, в которых развивалась то или иное общество, оказывали сильнейшее влияние на формирование его культуры и традиций. Первобытным охотникам и собирателям приходилось внимательно изучать особенности окружающих их природных сообществ. Им необходимо было знать повадки зверей и птиц, отличать съедобные растения от ядовитых, предугадывать изменения погоды. Личный опыт передавался из поколения в поколение, что создавало запас знаний об окружающей среде.

Один из первых выводов, которые пришлось сделать первобытному человеку, — дары природы не беспредельны. Поэтому охрана природы в местах обитания было залогом выживания любой общины, всего народа или этноса. В ряде случаев это привело к весьма жёстким законам, направленным на ограничение численности племени: хочешь завести ребёнка — принеси скальп враг, традиции умерщвления стариков и т.д.

В небольших племенах и общинах, живущих, в первую очередь за счёт охоты, сохранились строгие ограничения на количество дичи и рыбы, которое позволялось добывать каждому члену общины, и на территории, служащие ему охотничьим участком. При совместной охоте на крупную дичь число добываемых животных, их пол и возраст заранее оговаривались. На совете племени или совете старейшин обсуждались и сроки начала охоты на разные виды животных, причём в разные годы они могли быть различными — живущие за счёт даров природы люди отлично разбирались во взаимосвязях между погодными условиями, урожаем пищевых растений и численностью травоядных и хищных животных. По мере развития человеческого общества в его отношении к природе, помимо утилитарных, стали проявляться духовные, этические компоненты, находившие выражение в культе природы, её обожествлении.

Древний человек не отделял себя от природы. Страх перед гневом Земли уживался в нем с верой в её безграничное могущество. И сегодня масаи Восточной Африки избегают вонзать копья остриём в землю из опасения её поранить.

Древние люди, в том числе индейцы Америки, были убеждены, что все созданное Великим Духом должно существовать; и убивать или уничтожать его творения просто так, не для еды, непозволительно. Народы майя, ацтеки, ольмеки обожествляли животных: охраняли, поклонялись им, никогда не убивали больше того, что могли съесть.

Природный объект, избранный в качестве племенного тотема, исключался из хозяйственной деятельности: если это было животное, то мог быть наложен полный или частичный запрет на охоту, вводилось табу на посещение мест его обитания.

Особым поклонением пользовались леса, дававшие человеку почти все необходимое для жизни. По славянским поверьям, от деревьев пошла жизнь на земле. У многих народов существовали священные рощи, в которых благодарили богов за удачную охоту, молили о защите. Божественное почитание деревьев оберегало их от истребления. Так, в племенах кельтов, живших во второй половине первого тысячелетия на территории нынешних Франции, Италии, Бельгии, Германии и Британских островов, за порчу деревьев жестоко наказывали: раны, нанесённые дубу, «бинтовали кишками тех, кто посмел поднять на него руку».

Интересны гигиенические правила, сформировавшиеся у разных народов под влиянием окружающих их природных условий. Эмпирический опыт находил своё отражение в религиозных запретах и догматах. Так, у северных племён — охотников на морского зверя — строго запрещалось употреблять в пищу печень белого медведя, что защищало людей от гипервитаминозов жирорастворимых витаминов (А, Д, Е). В условиях жаркого климата и интенсивной запылённости воздуха степей и полупустынь Ближнего Востока серьёзной гигиенической мерой было обрезание крайней плоти у мальчиков, позже получившее статус важнейшего религиозного обряда в иудаизме и мусульманстве.

Запрет употреблять в пищу свинину имеет корни в обычаях кочевников. Свинина часто заражена гельминтами, а кочевые условия не позволяли тратить много времени на температурную обработку пищи. Мясо барана или овцы, в отличие от свинины, не несло опасности заражения людей гельминтозами и могло употребляться без ущерба для здоровья даже в полусыром виде.

В тех обществах, где практикуется раскраска тела, она зачастую имеет и гигиеническое значение. Многие краски делаются на жировой основе. Так, подведение глаз голубой или чёрной краской («коль») у народностей севера Африки и стран Ближнего Востока способствует профилактике трахомы.

Среди гигиенических приёмов, приобретших статус национальной или религиозной традиции, особое значение имели различные способы умащения тел маслами и благовониями — для поддержания чистоты тела и лекарственного воздействия на внутренние органы.

По мере перехода от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию человек становился менее зависим от окружающих его природных сообществ и правила, направленные на их сохранение, становились менее строгими. Однако во всех религиях, от древнего зороастризма до христианства и мусульманства, проповедуется бережное отношение к природе. И если по иудейско-христианской доктрине человек, сотворённый Богом по его образу и подобию, призван разумно использовать природу для удовлетворения своих нужд, то традиционные восточные религиозно-философские течения рассматривают человека не изолированно, а в единстве с природой, как неразделимое и гармоничное целое.

Одновременно с ослаблением зависимости от состояния окружающей дикой природы переход к земледелию потребовал от человека формирования и закрепления в традициях новых экологических знаний — о типах и плодородии почв, наличии запасов влаги, циклов вегетации растений, приметах изменения погоды, необходимых для разработки земледельческого календаря.

Меньшая зависимость от естественных ресурсов позволила снять ограничения на рост численности общины. Формирование новых общественных отношений и войны привели к периодическому сокращению населения — особенно мужчин — и необходимости воспроизводства. Если раньше у некоторых народов вдов отселяли, чтобы их содержание не было бременем для всего сообщества, то теперь возник обычай жениться на вдове брата, чтобы помочь выжить семье умершего. Эти же причины, вероятно, привели к возникновению многожёнства.

По мере развития цивилизации многие из традиций и эмпирических навыков начинали фиксироваться в письменной форме в виде законов. Природоохранные акты, появившиеся в ранних государствах, основывались на принципах уважения частной собственности и бережного отношения к природе. В одном из древнейших юридических документов — законах Хаммурапи (царя, правившего Вавилоном в 17-ом веке до нашей эры) — были введены экономические санкции за экологический ущерб. За порубку фруктового дерева накладывался такой же штраф, как за телесные повреждения со смертельным исходом.

В законах Ману (2-ой век до н.э. — 2-ой век н.э.) — памятнике древнего права Индии (основой которого являются священные книги глубокой древности — веды), где определяется поведение человека в частной и общественной жизни, было записано, что разрушение окружающей среды убивает вместе с ней и человека, как физически, так и нравственно. В этих законах порицались торговля дарами природы, причинение вреда всему живому, загрязнение воды. Санкции, вводимые за порчу деревьев, и зависящие от сословной принадлежности, были суровы — от штрафов, членовредительных и позорящих наказаний (наложение клейма на лоб, бедро) до смертной казни. Следование некоторым из подобных законов не всегда рационально. Например, в Древней Индии бездомные священные коровы начисто объедали зелёные насаждения.

Правовые нормы Эфиопии времён Аксумской цивилизации (4-ый век н.э.) содержали запрет на продажу и покупку речной рыбы, птиц, степных и лесных зверей. Жители высокогорий освобождались от обработки земли и выпаса скота, но должны были охранять сток чистой воды в нижележащие районы. Разработанный в первом веке н.э. римским юристом Гаем Свод правовых актов, определяющих гражданские правоотношения, включал положение о вменении ответственности за причинённый вред природе: «Каким бы то ни было образом погибшее и испорченное животное — собаку или дикого зверя, например, медведя, льва ... и равным образом во всех вещах неодушевлённых».

В культуре Европы средневековья природа существовала для человека, но, как Божие создание, требовала обязательного нормативного отношения. Святой Франциск Ассивский учил любви к природе и проповедовал птицам. Монастыри и светские землевладельцы вынуждены были настолько считаться с правами животных, что для того, чтобы избавиться от мышей или муравьёв, нужно было предоставить им подходящее жилье в другом месте. Споры по таким вопросам разбирались в суде, причём интересы животных представлял специально приглашённый для этой цели адвокат. Укрепление феодальных отношений в раннем средневековье проходило при соблюдении природоохранных принципов, нашедших развитие в законодательном закреплении жёстко разделённых общинных и феодальных владений. В соответствующих документах (Русская Правда 11-12 века, Великая Хартия вольностей в Англии 1215 года, германские законы 12 века) были записаны исключительность феодальных землевладений и запрещение охоты в лесах, принадлежащих монархам, феодалам и монастырям. Именно этим законам человечество обязано тому отрадному факту, что в лесах Европы до сих пор сохранились многие виды диких животных. Хотя эти законы были направлены прежде всего на защиту собственности, они одновременно защищали природу от бездумного уничтожения. В России Пётр Первый выпустил ряд указов, направленных на охрану лесов, где устанавливались суровые наказания за незаконную порубку, причём наказанию подвергались как порубщики, так и надзиратели, плохо следившие за соблюдением указов.

Среди законов разного времени развития человеческой цивилизации были и акты, требующие соблюдения определённых гигиенических правил, направленных на поддержание здоровья населения, на предотвращение эпидемий. Например, существовало законодательное предписание об удалении из городов заразных больных, в первую очередь «прокажённых». Надо отметить, что в те времена любые болезни, проявляющиеся кожными высыпаниями, в том числе чума, оспа, считались проказой.

К гигиеническим рекомендациям можно отнести некоторые предписания уже упомянутых Законов Ману древней Индии, например «не следует читать ни лёжа, ни поджав ноги... ни поев мяса...».

Основоположник научной медицины Гиппократ (460 — 377 гг. до н.э.) изложил результаты исследований взаимоотношений человека со средой его обитания в труде «О воздухе, водах и местностях». В этом трактате, содержащем советы врачам, в частности, говорится: «Поэтому кто придёт в незнакомый город, он должен обратить внимание на его положение для того, чтобы знать, каким образом он расположен — к ветрам или восходу солнца, ибо не одни и те же свойства имеет город, лежащий к северу и лежащий к югу, а также расположенный на восход солнца или на запад... Как обстоит дело по отношению к водам, пользуются ли они болотными и мягкими водами или жёсткими... или же солёными и неудобными для варения...». По убеждению Гиппократа, физическая и психическая конституция, а также болезни зависят от природных условий, географического положения мест обитания, «от преобладающих ветров, воды, рельефа и времён года».

В древних памятниках русской культуры также имеются указания на необходимость соблюдения профилактических мероприятий, например, рекомендации при строительстве городов и деревень избегать низменных и болотистых участков как особенно опасных для здоровья. Для снабжения населения водой во время осады в городах-крепостях предписывалось устраивать сооружения, называемые тайниками, где речная вода подводилась к колодцу по закрытому каналу. В 1382 году во Франции был издан эдикт Карла Шестого, согласно которому было запрещено выпускать в Париже дым «тошнотворный и дурно пахнущий». В Лондоне в 17-ом веке было законодательно запрещено разжигать огонь в каминах во время сессий парламента, чтобы защитить парламентариев от смога. В 16-ом веке в Париже издаётся постановление, обязывающее владельцев подвод, на которых в город привозили продукты питания, вывозить на обратном пути мусор и бытовые отходы с улицы. При Петре Первом принимаются указы, обязывающие «следить за порядком и благоустройством города, чистотой улиц, рынков, выпуском стоков», а также необходимостью «торгующим съестными припасами носить белые мундиры и наблюдать во всём чистоту». Ряд вопросов общественной гигиены был рассмотрен М. В. Ломоносовым в его «Рассуждениях о размножении и о сохранении российского народа».

Для «очищения организма и обновления человеческой души практически все религии предписывают посты. Пищевые запреты уходят корнями в далёкое прошлое, когда из-за недостатка продуктов питания люди вынуждены были ограничивать себя в еде. Но это только одна сторона вопроса. Другая заключается в том, что такие временные ограничения в некоторых продуктах питания полезны для организма, необходимы для нормализации обмена веществ. Кстати, до недавнего времени потребление большого количества жиров для европейцев — уроженцев средних широт не было характерно. Отчасти поэтому тогда не было такого широкого распространения заболеваний сердечно-сосудистой системы. До появления нефтепродуктов и электричества (т. е. до конца 19-го века) животные жиры были основным источником освещения. В 8 — 9 веках, например, в империи Карла Великого предписывалось откармливать быков только для получения жира. Ещё в первой половине 19-го века в Австрии стоимость мяса составляла в среднем только 40% стоимости животного жира. Жирная пища была показателем достатка хозяина и демонстрировала его высокий социальный ранг.

Ярким положительным примером культурной адаптации человека к среде обитания могут служить традиции Японии. На психологию японцев существенно повлияли конфуцианство и буддизм, которые пришли из Китая и Индии в шестом веке. Одновременно у японцев воспитывалось почитание природной красоты, философичность и своеобразное понимание основ мироздания, бережное и любовное отношение к любому предмету окружающего мира.

Благодаря долговременной изоляции страны и стремлению японцев следовать историческим традициям своего народа многие из этих взглядов и в современной Японии входят в число норм повседневного образа жизни. Стремление не потерять контакты с природой отложили отпечаток на поведение, образ жизни целой цивилизации. Ещё тысячи лет назад древние гидротехники заботились об экономии воды. Драгоценная влага предусмотрительно накапливалась в высоко расположенных бассейнах, своего рода “водонапорных башнях”. Они играли важную роль в водоснабжении античных городов. Трубы, отводящие воду, обычно отходили от резервуара на разных уровнях. Выше всего были расположены трубы, снабжавшие частные дома, ниже — трубы, шедшие к общественным зданиям, например, баням и больницам, а ещё ниже — трубы, питавшие общественные фонтаны на улицах и площадях. Когда запас воды начинал иссякать, автоматически лишались водоснабжения частные хозяйства, а общественные здания и уличные распределители воды продолжали получать воду.

Уже тогда люди понимали, что ресурсы чистой воды ограниченны, и что тот, кто много тратит в своём хозяйстве чистой воды, должен платить за это. Были изобретены стандартные насадки на краны. Измерялся диаметр отверстия насадки, пропускающей воду в дом, на насадку ставилась казённая пломба, и платить за воду надо было в зависимости от диаметра насадки. Это был простой способ нормировать расход воды, не имея счётчика.

Чистую воду экономили и другими способами. Так, в ватерклозетах, которые существовали ещё в Древнем Риме, применяли не чистую, как сейчас, а уже использованную воду — из ванн. Мы полагаем, что можем себе позволить более щедро расходовать чистую воду, чем древние римляне, но это глубокое заблуждение. В будущем нам придётся вернуться к разумной практике древних — использовать питьевую воду лишь для питья. Иначе она будет обходиться чересчур дорого, тем более что сейчас перед подачей в дома её приходится освобождать не только от болезнетворных микробов, но и от остатков инсектицидов, гормонов, стиральных порошков, вкусовых и других веществ. В ближайшем будущем независимо от нашего желания нам придётся приблизиться по экономности расходования чистой воды к древним римлянам.

Итак, необходимость беречь воду глубоко укоренилась в мышлении наших далёких предков. Кроме воды из источников они использовали воду из воздуха — ту, что конденсировалась на наклонных стенах. Поэтому не удивляет древнегреческое изречение: “Самое лучшее — это вода, лучше, чем Олимпийские игры, лучше, чем золото”.

Кстати, в начале двадцатого века в Смоленске было 400 водопроводов в частных домах, где было установлено 180 водомеров; то есть почти половина «частников» учитывала потребляемую воду. Городская дума отмечала: — «с установкой водомеров домовладельцы, как показал опыт, расходуют воду более экономично, что очень важно для города.»

Суперсовременные технологии водолечения имеют древние корни. В сохранившихся рукописях, датированных до нашей эры, сказано, что для лечения в Древнем Египте и Древней Греции использовались определённые виды вод, которых насчитывалось 14, причём в зависимости от заболевания это могла быть пресная, морская, минеральная, кислая или щелочная вода. В процветающем Древнем Риме с неуёмным стремлением его жителей к богатству и удобствам водолечение нашло наиболее благодатную почву. Известно, что Антоний Муза, врач императора Августа (63 г. до н. э. — 14 г. н. э.), успешно лечил властителя от неврастении и ожирения специальными ваннами и питьём воды. Он же спас и поэта Горация от алкоголизма, давая ему пить морскую воду.

Благодаря тому, что города были оснащены водопроводами, все богатые римляне имели прекрасные ванные комнаты или бани. Описания роскошных и комфортных императорских общественных бань до сих пор поражают воображение. Так, бани императора Каракаллы, занимавшие более 120 акров (48,5 га), представляли собой громадный комплекс сооружений, который объединял огромный плавательный бассейн, галереи с различными типами ванн, крытый двор для занятий спортом и даже библиотеку. На широких мраморных скамьях галерей могли одновременно предаваться неге, растянувшись во весь рост, 1 800 человек. Ещё больше поражали своими размерами бани императора Диоклетиана, способные одновременно пропустить 3 600 отдыхающих. Сток воды шёл по желобам из серебра, обладающего, как известно, обеззараживающим действием. Поскольку внутри стен и под полом по медным трубам постоянно циркулировала горячая вода, температура во всех помещениях была комфортной. Для обеспечения этого процесса сотня рабов беспрерывно топила громадную печь. Бани строились на возвышенных местах, а в расположении окон учитывалось движение солнца, чтобы в любое время дня из них можно было бы видеть красоты итальянского пейзажа.

Стремясь утвердить свои обычаи на территории всей громадной империи, правители Древнего Рима устраивали весьма комфортные курорты повсюду, где обнаруживались естественные источники лечебных вод. Документы свидетельствуют, что их предписывалось создавать сразу же после завоевания новых земель для лечения и восстановления сил римских легионеров.

Другие статьи: